Профессиональный путь и рабочие будни главбуха Туровского молочного комбината

Профессиональный путь и рабочие будни главбуха Туровского молочного комбината

Белорусский бухгалтер может сделать успешную карьеру не только в Минске. Ведь крупные и успешные предприятия есть в разных частях нашей республики, в том числе и в не самых крупных райцентрах. И на каждом из этих заводов, фабрик, комбинатов, объединений есть бухгалтерия и главбух. Но как конкретно люди там попадают на должность фактически второго после директора человека?

Справка «ЭГ»: ОАО «Туровский молочный комбинат» – одно из самых современных предприятий отечественной пищевой промышленности. Основано в 2010. В штате предприятия – более 350 человек. За 2018 год комбинат отгрузил потребителям 15,6 тыс. тонн полутвердых и мягких сыров, выпускаемых по знаменитым по итальянским рецептурам (рикотта, моцарелла и т.д.). Эта продукция успешно реализуется не только в Беларуси, но и на 14 экспортных рынках, в том числе в Китае и ОАЭ.

Сегодня о своей работе и карьере нам расскажет Елена Дорошкевич, главный бухгалтер ОАО «Туровский молочный комбинат».

– Как строился ваш профессиональный путь? С чего он начинался?

– Мысль о том, что стану бухгалтером, пришла не сразу. После окончания школы я не поступила сразу в вуз. Уехала в Карелию, там окончила бухгалтерские курсы и устроилась на работу по специальности в транспортную организацию.

Но в итоге я все же приняла решение продолжить учебу, вернулась в Беларусь и закончила техникум Белкоопсоюза в Гомеле. И начала свой профессиональный путь бухгалтером в торговле.

– Как вы пришли к должности главного бухгалтера самого успешного предприятия вашего города и района?

– Перспективных работодателей в нашем городе не так уж много. Однако здесь есть гениальные люди, которые развивают сельское хозяйство на своей родине и дают возможность трудиться другим. Именно в крестьянском хозяйстве известного на всю республику фермера Михаила Шруба я стала главным бухгалтером. И проработала там восемь лет.

Все это время хозяйство успешно развивалось. Я получила огромный полезный опыт и выросла как профессионал. Параллельно закончила заочное отделение Гомельского государственного технического университета им. Сухого.

Но жизнь не стоит на месте. В какой-то момент мне захотелось изменений, дальнейшего роста. И я оказалась на ТМК, как раз в период его строительства – в 2012 году. Начинала рядовым бухгалтером, затем стала заместителем главного. А уже в 2013 году меня назначили на должность главного бухгалтера.

– Что входит в ваши обязанности сегодня? Ведь предприятие крупное, с чем приходится сталкиваться в повседневной работе?

– Да, предприятие действительно большое – перерабатываем 500 тонн молока в сутки. Если заглянуть в должностную инструкцию, мои обязанности включают 53 пункта, а прав там – всего на 8 пунктов! (смеется).

Каждое утро начинается с согласований договоров, затем составление ежедневного плана оплат под приход выручки, выполнение поручений о предоставлении информации в различные инстанции.

Считаю, что основное для главного бухгалтера – организовать учет и отчетность в соответствии с законодательством, распределить функционал между сотрудниками, сформировать учетную политику предприятия и реализовать ее в работе; обеспечить законность, своевременность и правильность оформления документов, отражение их в учете.

– Сколько сотрудников работает у вас в бухгалтерии?

– В настоящее время в моем подчинении восемь человек. Коллектив дружный, работаем слаженно.

– Сложно ли управлять людьми и контролировать их?

– Проблемы есть конечно, так как все мы по своей природе разные, все требуют персонального подхода.

Для меня наиболее важны профессиональные качества сотрудника, а потом уже личностные. Есть и свои секреты. Я знаю, например, что бухгалтера, родившегося под созвездием знака зодиака Лев, необходимо хвалить, ни в коем случае не критиковать, тогда будет результат! (улыбается) Таким образом нахожу подход к каждому специалисту. Ведь у совершенно разных людей одного знака зодиака всегда есть схожие черты в поведении.

– Что вы любите в вашей профессии, а что нет?

– Профессия главбуха или даже обычного бухгалтера с одной стороны очень интересная, а с другой – ответственная. Поэтому, когда дебет с кредитом сошелся, и мы получили положительный результат, это большой позитив.

Финансовое вознаграждение приносит радость и оправдывает занятость, а также стимулирует на дальнейшие подвиги. Негативная сторона в нашей работе – конечно, ответственность вплоть до уголовной.

– Должность главбуха ТМК – это вершина карьеры? Какие цели ставите в обозримом будущем?

– Для меня да, вершина. В этой профессии я прошла все ступени. В будущем можно только полностью сменить направление. Однако цели такой нет.

– На ваш взгляд, белорусская система бухгалтерских стандартов оптимальна или требует доработки? Возможно, упрощения?

– Я, как и большинство моих коллег, за упрощение в налоговом учете и сближение его с бухгалтерским.

Многие изменения усложняют нашу работу. Система бухгалтерских стандартов должна ее упрощать, а пока мы постоянно под нее подстраиваемся.

Не думаю, что есть главный бухгалтер, который в восторге от изменений в законодательстве. Изменения статей Налогового Кодекса РБ приходится учить, тратить на это драгоценное время, а хотелось бы больше времени уделить самой сути. Поскольку по каждому изменению возникает масса вопросов, то позитива мало или вообще нет.

– Каким стал 2018 г. для Туровского молочного комбината в финансовом плане?

– Несмотря на все трудности 2018 года, наше предприятие получило более 15 млн. руб прибыли от реализации продукции. Рентабельность продаж составила 10,9%. На 28% увеличили количество переработанного молока. Объем производства увеличился почти в полтора раза – на 48%.

– Какой налог для вашего предприятия самый важный и ощутимый?

– Комбинат имеет льготы, так как мы находимся в СЭЗ. Но когда льготный период закончится, самым существенным будет налог на прибыль.

– Как оцениваете последние нововведения вокруг командировочных расходов?

– Мы предприятие, ориентированное на экспорт. Только за I квартал 2019 года выручка от реализации продукции в Россию выросла на 38%, в другие страны – на 126%. Сейчас стоит задача освоить рынок Китая. В связи с этим, служба экспортных продаж и служба маркетинга усиленно работают в этом направлении, и наши сотрудники в настоящее время находятся именно там.

При этом мы хотим получать максимальную прибыль и внимательно считаем себестоимость.

Командировочные расходы имеют для нас большое значение, так как специалисты всех подразделений ездят в загранкомандировки по своим направлениям.

С учетом изменений, эта статья расходов может увеличиться в 10 раз, и у предприятия нет права устанавливать свои правила. Но ведь себестоимость снижать необходимо, чтобы продукция была конкурентноспособной на других рынках. Где логика?

Например, вы направили сотрудника на учебу на 10 дней, он вернулся и не предоставил документы на проживание. Теперь необходимо заплатить по нормам 500 руб., а на самом деле он проживал в общежитии за 20 руб. Вот давайте и посчитаем затраты по нормам и фактические.

Или еще один случай. Сотрудник утром летит в Москву, а вечером возвращается, гостиница ему не нужна, а, согласно Положению №176, необходимо оплатить 140 USD за проживание.

Считаю, что увеличения норм по суточным, проживанию – решение верное, но отчет по командировке должен быть по фактически понесенным расходам и с предоставлением первичных документов.

– Каким программным обеспечением пользуетесь в своей работе?

– 1С: Предприятие 8, 1С: Управление производственным предприятием.

– В современном мире наблюдается непрерывная тенденция к развитию новых технологий, а от специалистов требуются все новые умения и знания. Как соответствовать изменениям и шагать в ногу со временем?

– Точно могу сказать, что легче бухгалтеру не становится. Если не занимаешься самообразованием, то никогда не станешь профессионалом.

Я всегда читаю специализированную периодику, делаю пометки, закладки и приучила к этому весь свой отдел. Когда есть спорный вопрос, мы все вместе обсуждаем это. Поверьте, у каждого может быть свое мнение и только в дискуссии рождается истина. Но если мнения разошлись, мы обращаемся к аудиторам.

Все зависит от того, насколько серьезные изменения происходят. Например, когда изменения коснулись затрат, мы работали в 1С в январе и феврале по старому принципу. После обновления программы 1С было потрачено две недели на детальное изучение элементов затрат – что и куда относить, так как в сравнении с предыдущей версией все привыкли к учитываемым и не учитываемым при налогообложении, а теперь надо выделять нормируемые. Думаю, пройдет год и только тогда можно будет сказать, что мы делаем все верно.

Мы уже дважды посещали семинары на эту тему, чтобы лишний раз убедиться в правильности выбранного пути.

– Главный бухгалтер – профессия строгая и ответственная. Оставляет ли она отпечаток на характере, общении с близкими и друзьями?

– К сожалению, оставляет отпечаток и мешает в жизни. От этого страдает моя дочка. Я - строгая мама. А друзья говорят: «Успокойся, ты не на работе».

– Что вы можете сказать о молодом поколении бухгалтеров? Рекомендации?

– Могу сказать, что здесь существует определенная проблема. В вузах либо не изучают программу 1С, либо уделяют этому очень мало часов, поэтому многие студенты параллельно с учебой заканчивают курсы по изучению компьютерных бухгалтерских программ. Не владея этими программами, невозможно трудоустроиться в хорошую компанию, даже при наличии высшего образования. На собеседовании мы всегда уделяем этому большое внимание.

– Может ли стать профессиональным бухгалтером человек, который закончил лишь курсы и получил опыт? Или высшее образование все же необходимо?

– Уверенно могу сказать, что может, так как сама прошла этот путь. Высшее образование получила, уже имея десятилетний опыт работы и находясь на должности главного бухгалтера. Но для того, чтобы стать главным бухгалтером серьезного предприятия, высшее образование, конечно, необходимо.

– Вас еще не пытались переманить в Минск? Само по себе желание переехать в столицу возникало?

– В крупном городе жить может не каждый. И меня лично идея перезда в столицу совершенно не привлекает.

У нас на предприятии очень много специалистов, которые оставили большой город и приехали к нам. А про себя скажу так: «где родился, там и пригодился».

– Как долго и на каком транспорте добираетесь утром на работу?

– На личном автомобиле – пять минут. Пешком дорога бы заняла минут 30-40.

– Какие хобби, увлечения вне работы?

– У главбуха ненормированный рабочий день и, как правило, времени не хватает на увлечения. Но отпуск – это всегда путешествие в другие страны мира.

– Вы сами как относитесь к туровским «итальянским» сырам? Что-то особенно нравится?

– Конечно, очень люблю. Практически все. А постоянно покупаю «Моцареллу» в заливке.

Источник:
neg.by