За каждым успешным проектом стоит своя уникальная история. Но всех их объединяет одно: вовлеченные люди, которые болеют за результат, идут к своей мечте, преодолевая собственные сомнения, опровергая прогнозы «доброжелателей», ставя на кон собственную судьбу и благополучие своих семей. Этим и интересны истории, которые в скупых комментариях их создателей скрывают глубину человеческого духа и силу настоящего таланта.
История компании «Молочная правда», дочерней структуры Туровского молочного комбината, из тех, которые подтверждают тезис о том, что горящие глаза участников проекта, помноженные на хорошую идею и подкрепленные достаточными ресурсами, способны сделать былью самую невероятную сказку.
— Мы все любим нашу Родину и желаем процветания Беларуси, с которой связываем свое будущее и будущее своих детей, — говорит член Совета Республики Национального собрания седьмого созыва, совладелец ОАО «Туровский молочный комбинат» Валентин Байко. — И в таком будущем мы видим свою страну: независимой, экономически устойчивой и безопасной.
Когда спрашивают мое мнение, как реализовать задачу, поставленную Президентом по росту ВВП до 100 миллиардов долларов, наш ответ однозначен — развивать сельское хозяйство.
«Если в сельское хозяйство пойдут наши дети, значит, нам удалось сделать что-то действительное ценное».
Можем ли мы представить свою жизнь без умных гаджетов, интернета, космических кораблей? В общем-то, да. Без них homo sapiens прожил 50 тысяч лет и стал доминирующим видом на планете. А сможет ли человечество продолжить свое триумфальное шествие без хлеба, молока, овощей, семян? Ответ очевиден: нет. Простоту решения этой дилеммы со всей очевидностью нам демонстрируют последние месяцы. Когда человечество столкнулось с новой эпидемиологической проблемой, то вопросов о достаточности на всех телевизоров или ноутбуков не задавал никто и никакое правительство. Всех волновало и продолжает волновать только одно: хватит ли для всех еды и насколько ее хватит.
Потому я убежден, что сельское хозяйство и продукты питания имеют для страны большее значение, чем любая другая отрасль.
Сегодня доля сельскохозяйственной отрасли в ВВП страны — 7,5 процента. Но потенциал роста очень большой. Уже сегодня мы по праву гордимся тем, что небольшая Беларусь является ведущим экспортером молочных продуктов в мире. По итогам 2019 года мы занимаем третье место в мировом рейтинге по маслу и сухой сыворотке; четвертое — по сырам, уступая первые строчки лишь странам ЕС (совокупно 28 стран), США и Новой Зеландии. Экспорт белорусской сельскохозяйственной продукции и продуктов питания в минувшем году увеличился по сравнению с 2018-м на 4,5 процента — до 5,5 миллиарда долларов, а доля в общем экспорте достигла 16,8 процента.
— Валентин Валентинович, на примере хозяйств, входящих в ваш холдинг, расскажите про изменения, которые уже произошли. Можете привести конкретные цифры?
— В разные годы нам было передано в управление 9 хозяйств, которые находились в крайне тяжелом состоянии. Проблемы у всех были типичными: недостаток квалифицированных кадров, несоблюдение персоналом трудовой дисциплины, отсутствие современных технологий, мизерные зарплаты на уровне бюджета прожиточного минимума, которые лишали людей стимула работать и возможности достойно жить. Подходы к ведению хозяйственной деятельности пришлось менять кардинально. Нашим сильным звеном было и остается то, что во главе сельскохозяйственно-молочного направления стоит максимально вовлеченный, работоспособный и инициативный управляющий партнер — Игорь Чернявский. По сути, это он в кратчайшие сроки создал команду управленцев, которая взяла на себя и груз ответственности за бизнес, и тяжесть принятия огромного количества решений. В максимально сжатые сроки Игорю с коллегами удалось закрыть зияющие бреши в кадрах, обеспечить фермы кормами (которых практически не было на момент передачи), провести необходимые ремонтные работы, закупить высокопроизводительную технику и решить тысячу других больших и малых неотложных дел. За счет наших инвестиций погашена значительная часть обязательств хозяйств, восстановлен и автоматизирован бухгалтерский учет, внедрена аналитическая отчетность. Из инновационного назову внедрение системы спутникового мониторинга сельскохозяйственных работ и оцифровку полей. В оптимальные сроки мы значительно увеличили площади пашни (например, в хозяйстве «Дяковичи» Житковичского района Гомельской области до перехода в управление УП «Молочная правда» доля пашни составляла всего 50% от площади сельхозугодий, сегодня — более 90%).
Несколько примеров с красноречивыми цифрами. Наиболее низкие стартовые показатели были у хозяйства ОАО «Долгиново» Вилейского района Витебской области. Ровно за год, с апреля 2019-гопо апрель 2020-го, надой от одной коровы вырос в 3,5 раза — до 9,5 кг в сутки, реализация молока в зачетном весе на одну корову — более чем в 4,5 раза; выручка от молока выросла в 5,7 раза, а производительность труда — в 5,6 раза.
В ГП «Колпень-Агро» Лоевского района Гомельской области надои выросли до 18,2 кг, что в 2,5 раза выше, чем в апреле 2017 года, когда хозяйство было принято в управление. Реализация молока в зачетном весе на одну корову выросла в 2,8 раза. Здесь же производительность труда увеличилась более чем в 3 раза. Благодаря этому и зарплата в «Колпени-Агро» составляет в среднем 993 рубля, в то время как в апреле 2017 года она была всего 368 рублей.
В ОАО «Урожайный» Лоевского района Гомельской области производительность труда превышает стартовую в 2,4 раза, и, как следствие, средняя зарплата в хозяйстве составляет 970 рублей.
Конечно, сама по себе цифра надоев профессионалов не впечатлит, да я и не имею такой цели. Речь идет о динамике и о высоком потенциале сельского хозяйства: за короткий срок мы смогли улучшить ключевые показатели не на проценты, а в разы! И это при наличии ряда сопутствующих негативных факторов.
На сегодняшний день 26% молока, или 145 — 150 тонн в сутки, мы поставляем на Туровский молочный комбинат именно из своих хозяйств. И эта цифра растет.
В целях оптимизации структуры и совершенствования подходов к управлению сельскохозяйственными предприятиями, а также развития своей сырьевой зоны и проведения комплекса работ по повышению качества молока ОАО «Туровский молочный комбинат» учредило унитарное предприятие «Молочная правда». В его состав входит 9 хозяйств в 5 районах Гомельской и Витебской областей. В их развитие уже инвестировано свыше 90 млн рублей. Ведется строительство уникальной высокотехнологичной фермы с общим поголовьем 4500 и дойным стадом 2400 голов. Инвестиции с учетом собственных и кредитных средств составят 65 млн рублей. Срок сдачи объекта — октябрь 2020 года. Ферма обеспечит молочный комбинат 60 тоннами молока в сутки.
— Насколько реально повторить этот опыт в других отстающих хозяйствах? Что для этого необходимо?
— Более чем реально. Наш опыт показывает, что рост надоев, реализации, выручки и производительности в 2-3 раза можно получить в любом хозяйстве уже через год, максимум 2 года с начала работ. И целевые показатели гораздо выше. Но важна личность руководителя, и я бы это поставил на первое место. Конечно, для существенных изменений и роста необходимы комплексный подход, знания, опыт и самоотверженный труд. Спрос на качественные натуральные продукты питания на мировом рынке колоссальный. Свыше 66% регионов мира не способны обеспечивать себя необходимым количеством ключевых продуктов питания, не прибегая к их экспорту. Не более 30% населения мира могут обеспечить себя пищей из локальных источников. Сегодня, когда в условиях пандемии крупнейшие мировые производители переживают глубокий кризис и сокращают объемы производства, а глава ВПП пророчит «голод библейских масштабов», спрос на основные продукты питания будет только расти. А их реализация станет вопросом грамотной стратегии маркетинга и продаж. Разумеется, ключевой фактор в этих условиях — себестоимость производства.
— Какие дальнейшие планы на развитие? Какие задачи ставите перед собой?
— Продовольствие, даже когда речь идет о молочной и мясной продукции, в своей основе — это плоды растений. Потому мы усиливаемся в направлении растениеводства как источника качественных кормов и средства увеличения выручки от реализации зерна (рапса, кукурузы). Работаем над постоянным повышением выручки с каждого гектара и от каждой коровы. Не забываем и о том, что основа любого бизнеса — это люди. Поэтому продолжаем вкладываться в обучение персонала, внедрение современных информационных технологий.
Есть еще одна задача, даже, скорее, цель, которую я вижу перед собой в проекте, связанном с сельским хозяйством. И эта цель не носит коммерческий характер, ее нельзя оцифровать или посчитать. Я веду речь про занятие сельским хозяйством как средство борьбы с тотальной урбанизацией и стиранием человеческой индивидуальности. Посмотрите, какие ценности стали на первое место, когда человечество столкнулось с не катастрофической, к счастью, проблемой COVID-19. Всем сразу понадобились место вне четырех стен городской квартиры, место для прогулки, место для занятия спортом, в конце концов, возможность подышать чистым воздухом. И в Беларуси все это есть в достаточном количестве. Только эти места не города, а деревни!
Сохранение сельского уклада жизни через занятие сельским хозяйством — это эффективное средство борьбы с глобальными экологическими проблемами, это поддержание гармонии между человеком и природой, в конце концов, жить на земле — просто другое, лучшее качество жизни. Да, работа на земле — тяжелый каждодневный труд. Но когда этот труд достойно оплачивается и приносит зримые результаты, он может быть источником радости и душевного спокойствия.
Я убежден, что, если, следуя нашему примеру, в сельское хозяйство пойдут наши дети, значит, нам удалось сделать что-то действительно ценное для себя, для своей семьи и в итоге для любимой нами Родины.
ОАО «Туровский молочный комбинат» — современное высокотехнологичное экспортно ориентированное предприятие по производству полутвердых и мягких сыров по итальянским технологиям. Строительство Туровского МК стало частью Государственной программы развития Припятского Полесья. Основанный в 2010 году, комбинат сегодня является одним из градообразующих предприятий города Турова и Житковичского района. По итогам 2019 года доля предприятия в экспорте сыров из Республики Беларусь составила 10%.
Источник:
sb.by